Информация:



Структура сайта

Онлайн кассы

Состояние рыбного хозяйства в СССР в 1937 году.

Размеры улова в СССР после падения его, вызванного империалистической и гражданской войнами, уже к началу реконструктивного периода превысили дореволюционные нормы как в районах большого, так и малого рыболовства. Улов за последние годы неизменно растет. Так, он равнялся (в тысячах центнеров) в 1929 г. 9704, в 1932 г.—13 354 и в 1937 г.—16000.

Превышение дореволюционных уловов надо считать тем более значительным, что с образованием на побережье Балтийского моря самостоятельных государств к ним отошла и часть акватории, принадлежавшей дореволюционной России.

Как особенность современного рыболовства надо отметить стремление к все большему и большему освоению сырьевой базы чисто морских рыб, мало затронутых, как указано выше, промыслом дореволюционного периода. План развития рыбной промышленности в СССР базируется главным образом на более интенсивном использовании запасов морской рыбы (Север, Дальний Восток).

Укрупнение рыбного хозяйства СССР и превращение его в индустриализированную отрасль пищевой промышленности совершенно определенно выдвинули на очередь вопрос о продлении времени промысла рыбы на возможно более долгий срок; другими словами, о превращении сезонного промысла (главным образом морского) в круглогодичный.

Последнее чрезвычайно важное для рыбной промышленности мероприятие было теснейшим образом связано с освоением не только прибрежной полосы для лова рыбы, но и пространств открытого моря. Устранение сезонности промысла и его зависимости от стихийных явлений является логическим последствием индустриализации его, позволившей промыслу из пассивного, ожидающего прихода рыбы к берегам, превратиться в активный, отыскивающий рыбу в море.

Само собой разумеется, что ни освоение открытого моря, ни преодоление сезонности промысла и влияния на него стихийных явлений не могли бы осуществиться при прежнем технически отсталом рыбном промысле, при отсутствии паромоторных мореходных судов и при кустарных орудиях лова.

В этом отношении особенно важное значение имела та большая работа по техническому перевооружению добывающего промысла в районах большого рыболовства, которая была произведена на всех наших морских бассейнах. Замена устарелого типа судов новыми безопасными мореходными судами с моторными и паровыми двигателями, применение для лова рыбы более совершенных орудий лова, как тралы, дрифтерные сети, сейнерные и кошельковые неводы и механизация лова ими, радиофицирование промысловых судов, промысловая разведка как на специальных судах, так и на гидроаэропланах—все это до неузнаваемости изменило промысел, поставив его технически на более высокую ступени!

Какими быстрыми темпами шло развитие промыслового флота, можно судить из того, что мощность паро-моторного флота (в лошадиных силах) возросла с 1931 г. по 1935 г. на 35%, а до Революции паро-моторного рыболовецкого флота не было.

Нарастающие темпы механизации добывающей рыбной промышленности потребовали развития собственного деревянного судостроения, и в связи с реконструкцией добывающей рыбной промышленности происходил рост судостроительных и судоремонтных заводов, располагающих новейшим оборудованием, могущих строить траулеры большого тоннажа и производить капитальный ремонт всякого рода рыбопромысловых судов.

Скажем в заключение о двух чрезвычайно важных нововведениях в добывающем рыбном промысле, совершенно неизвестных для дореволюционного промысла,—это о промысловой разведке и радиофикации промысловых судов.

Освоение открытого моря для промысла и необходимость рационального использования времени для лова вызвали организацию промразведки, главнейшей задачей которой является информация о местах массового скопления рыбы.

Наличие радио на промысловых судах дает возможность быстрой информации о распределении и передвижениях рыбы в промысловом пространстве, что позволяет соответственным образом расположить рыболовецкий флот.

Промразведка производится на специально выделенных судах, а также при помощи гидропланов. Радиосвязь, столь необходимая для рационализации и активизации промысла открытого моря, развивается чрезвычайно быстро. Само собой понятно, что радиосвязь промысловых судов между собой и судов с берегом сильно увеличила и безопасность плавания. Количество самолетов, обслуживающих рыбный промысел беспрерывно растет.

Что касается пассивного берегового промысла, то и там коллективизация рыбацких хозяйств сопровождалась подведением новой технической базы под рыбодобывающий промысел.

Чрезвычайно важную роль в этом отношении сыграла организация моторно-рыболовных станций (MPG), задачей которых является: 1) организация колхозного лова на новой технической базе, 2) организация промразведки, 3) организация ловецких убежищ и баз, 4) ремонт рыболовецкого моторного флота, 5) организация технической помощи колхозам и 6) подготовка квалифицированных кадров.